Главная / Новости / 10 советов, если к Вам в двери стучится налоговая
Новости

10 советов, если к Вам в двери стучится налоговая

18 Октября 2019

Конечно, способа, который на сто процентов обезопасит Вас от неприятных последствий налоговой проверки не существует. Мы можем лишь дать несколько логичных советов, которые в принципе и так лежат на поверхности, но, к сожалению, в экстремальной ситуации, а именно такой является налоговая проверка для неподготовленного человека, все мы порой допускаем глупые ошибки и, стараясь вести себя "правильно", лишь допускаем глупые ошибки. А потому позвольте Вам давать самый важный совет, не включенный в список ниже - сохраняйте трезвый рассудок и холодную голову!

Порядок не ранжирован, а потому все советы одинаково полезны и совет на первом месте, не обязательно должен быть важнее последнего.

Подготовьте сотрудников10 советов, если к Вам в двери стучится налоговая

Казалось бы, самое простое и явное правило при любой проверке - подготовить свидетелей, в лице сотрудников, к возможным вопросам. Да и вопросы эти не сильно оригинальны, а потому подготовиться к ним представляется возможным. Причем готовить людей, разбирающихся в бизнес-процессах в компании практически нет нужды, стоит только проконтролировать, чтобы их показания совпадали. В налоговой работают не глупые люди, а потому интересуют их не бухгалтера и менеджеры, которые разбираются в процессах компании, а простые работники: кладовщики, охранники и т.п. И зачастую такие люди, в силу неосведомленности, могут сами того не зная нанести вред своему работодателю.

А потому, обязательно проведите брифинг, семинар, что угодно, но важно, чтобы по итогам сего мероприятия Ваши сотрудники могли ответить, хотя бы на стандартный перечень вопросов (предоставим ниже). А и кстати, если сотрудники таки дали неверные показания, попросите их уточнить и заверьте эти уточнения нотариально.

Стандартные вопросы к которым необходимо подготовить сотрудников:
  1. Кем Вы работаете в компании Х? Кто и когда Вас назначил на эту должность?
  2. А кем работали до компании Х и где?
  3. Вы исполняли ранее такие же должностные обязанности или в компании Х Вы развили новые профессиональные навыки?
  4. Вмешиваются ли учредители в финансово-хозяйственную деятельность компании Х? А если вмешиваются, то каким образом это происходит?
  5. Вы представляете отчет о финансово-хозяйственных операциях учредителям?
  6. Вы согласовываете потенциальных контрагентов с учредителями? А планируемые расходы также согласовываете?
  7. Как происходит поиск контрагентов (холодные звонки, листовки, заявки с сайта и т.п.)? Как происходит выбор поставщиков и субподрядчиков? А также кто готовит договора для заключения с контрагентами и поставщиками?
  8. Как Вы отбираете контрагентов и поставщиком или работаете со всеми без выборки?
  9. Занимается ли у Вас кто то целевым поиском поставщиков? А как обычно поддерживаете связь с заинтересованными сторонами?
  10.   Кроме того, кто принимает итоговые решения о заключении договора и о том с кем работать, а с кем нет?
Как Вы можете наблюдать - очень много вопросов о контрагентах и поставщиках, им уделите особое внимание, потому что остальные вопросы, по типу первых трех - довольно простые и к ним особой подготовки не требуется.

Соберите информацию о проверяющем10 советов, если к Вам в двери стучится налоговая

Как минимум, узнайте Ф.И.О. и должность проверяющего. Портал klerk.ru также рекомендует поинтересоваться датой рождения проверяющего и рассмотреть информацию о налоговой. А именно, поинтересуйтесь тем, какие именно претензии предъявляет налоговая при проверках, сделать это можно обратившись к истории судебной практики, разумеется после того, как Вы узнаете свою налоговую по месту регистрации.

Самый простой анализ, который стоит провести - отрицательный или положительный показатель выигранных дел. В первом случае у Вас есть шанс выиграть дело в суде, а вот во втором готовьтесь очень тщательно к проверке, чтобы не довести до суда.

Человеческое отношение и компетентность

Да, уже многие говорили о том, что в общении с налоговиками человеческое отношение - себе дороже. Но Вы же понимаете, что здесь речь идет о вежливом и деловом общении. Здесь скорее суть в том, как не надо делать: не надо ругаться, хамить, истерить и т.д.

Ведите себя спокойно и дайте налоговикам понять, что Вы и Ваши сотрудники в вопросе компетентны. Если Вы учредитель, то можете найти в своей компании человека со стальными нервами и обладающего хорошим знанием вопроса, и попросить его встретить, а может даже пройти налоговую проверку, это может быть: юрист, директор точки и т.п.

Да и вообще старайтесь встречать проверяющего с улыбкой (попробуйте сделать ее похожей на искреннюю), подготовьте для него место для работы, предложите чай или кофе. Это все мелочи, но из них и складывается картина о Вас, как учредителе, а в последствии эта картина переносится на организацию.

Да и не забывайте, что проверяющий изначально к Вам относится с подозрением и негативом, а потому любое Ваше резкое действие может привести к извержению вулкана.

Электронная отчетность

У Вас есть возможность предоставить все документы в электронном виде или подъехать в налоговую с этими документами в физическом виде. Не забывайте о такой возможности.

А чаще для налогоплательщиков и вовсе гораздо удобнее проходить проверки не по месту осуществления деятельности, а на территории налогового органа.

Ведь в случаях выше у Вас есть время, чтобы подготовить необходимые документы по взаимодействию с контрагентами, подготовить недостающие локальные акты и провести семинар с сотрудниками (выше писали об этом).

Слушайте только проверяющих

Если проверяющие пришли не одни, а с кем то, можете поинтересоваться у налоговиков личностью пришедших и в случае если они не являются официальными проверяющими, Вы можете либо попросить их удалиться, ну либо хотя бы не реагировать на их требования и слушать только уполномоченных лиц.

Ждите директора или уполномоченное лицо

По закону, налоговики не имею права вверять копию направления на проверку кому-то кроме руководителя, или его уполномоченного лица. Но при это объясните сотрудникам как действовать при появлении налогового инспектора, с их стороны требуется не так много: вести себя вежливо, попросить проверяющих подождать директора или уполномоченное лицо и сразу же связаться с директором, который уже примет решение кто будет проверять проверку. Но донесите до сотрудников - ОНИ НЕ ДОЛЖНЫ ПЫТАТЬСЯ ВЫГНАТЬ ПРОВЕРЯЮЩИХ, лишь попросить их немного подождать, причем на законных основаниях.

Изучите документы налоговиков

Внимательно ознакомьтесь с документами, которые связаны с проверкой. Ведь, например, в решении о проверке Вы сможете найти информацию об ее предмете и о круге интересующих налоговиков вопросов.
Связано это для контроля деятельности проверяющих, чтобы они не выходили за рамки своих полномочий и не лезли в те документы и дела, которые не связаны с текущей проверкой.

Не свидетельствуйте против себя10 советов, если к Вам в двери стучится налоговая

Любой вопрос налоговиков может содержать скрытый смысл, а потому отвечайте вдумчиво и после небольшой паузы. А если не уверены, что сможете дать ответ, который затем не обернут против Вас самих - воспользуйтесь 51 статьей Конституции РФ, которая дает Вам право не свидетельствовать против себя самого и близких родственников, причем за это Вы не можете быть привлечены к любому виду ответственности.

Причем часто сотрудников опрашивают по отдельности, дабы найти расхождения в версиях разных сотрудников. А еще иногда проверяющие используют нехитрый прием, говоря сотруднику: "Директор уже все сказал, так что скрывать ничего нет смысла". Будьте готовы к этому и подготовьте сотрудников.

Жалобы на решения после проверок

Вы можете подать один из видов жалоб, если считаете, что Ваши права были нарушены в ходе проверки:

Апелляционная жалоба - предметом является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам проведения камеральной или выездной налоговой проверки, если, по мнению проверяемого, обжалуемое решение нарушает его права.

Жалоба - предметом является обжалование уже вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, опять же если по мнению проверяемого действие (или бездействие) сотрудников налоговой инспекции нарушают его права.

Сроки обжалования

Ну и раз уж мы заговорили о жалобах, то не забудьте, что у них есть также свой исковой срок. Для апелляционной жалобы этот срок всего 1 месяц с даты вынесения решения, а срок жалобы побольше - 1 год.

Апелляционные жалобы подаются в вышестоящий налоговый орган, но через налоговый орган, чье решение и обжалуется. То есть Вы направляете жалобу в налоговый орган, который по Вашему мнению был несправедлив по отношению к Вам и именно он направит жалобу далее в вышестоящий налоговый орган. (п. 1 ст. 139.1 НК РФ)

Все новости »

Предыдущая новость Следующая новость
СПБ (отдел продаж): +7 (812) 493-39-89
СПБ (секретарь): +7 (812) 318-30-44
Москва: +7 (495) 640-50-44
Адрес: 197110, г. Санкт-Петербург
ул. Корпусная 9, этаж 2
Работа офиса: 9-00:18-00
Работа секретариата: 9-00:21-00