Новости
10 советов, если к Вам в двери стучится налоговая
18 Октября 2019Конечно, способа, который на сто процентов обезопасит Вас от неприятных последствий налоговой проверки не существует. Мы можем лишь дать несколько логичных советов, которые в принципе и так лежат на поверхности, но, к сожалению, в экстремальной ситуации, а именно такой является налоговая проверка для неподготовленного человека, все мы порой допускаем глупые ошибки и, стараясь вести себя "правильно", лишь допускаем глупые ошибки. А потому позвольте Вам давать самый важный совет, не включенный в список ниже - сохраняйте трезвый рассудок и холодную голову!
Порядок не ранжирован, а потому все советы одинаково полезны и совет на первом месте, не обязательно должен быть важнее последнего.
Подготовьте сотрудников
Казалось бы, самое простое и явное правило при любой проверке - подготовить свидетелей, в лице сотрудников, к возможным вопросам. Да и вопросы эти не сильно оригинальны, а потому подготовиться к ним представляется возможным. Причем готовить людей, разбирающихся в бизнес-процессах в компании практически нет нужды, стоит только проконтролировать, чтобы их показания совпадали. В налоговой работают не глупые люди, а потому интересуют их не бухгалтера и менеджеры, которые разбираются в процессах компании, а простые работники: кладовщики, охранники и т.п. И зачастую такие люди, в силу неосведомленности, могут сами того не зная нанести вред своему работодателю.А потому, обязательно проведите брифинг, семинар, что угодно, но важно, чтобы по итогам сего мероприятия Ваши сотрудники могли ответить, хотя бы на стандартный перечень вопросов (предоставим ниже). А и кстати, если сотрудники таки дали неверные показания, попросите их уточнить и заверьте эти уточнения нотариально.
Стандартные вопросы к которым необходимо подготовить сотрудников:
- Кем Вы работаете в компании Х? Кто и когда Вас назначил на эту должность?
- А кем работали до компании Х и где?
- Вы исполняли ранее такие же должностные обязанности или в компании Х Вы развили новые профессиональные навыки?
- Вмешиваются ли учредители в финансово-хозяйственную деятельность компании Х? А если вмешиваются, то каким образом это происходит?
- Вы представляете отчет о финансово-хозяйственных операциях учредителям?
- Вы согласовываете потенциальных контрагентов с учредителями? А планируемые расходы также согласовываете?
- Как происходит поиск контрагентов (холодные звонки, листовки, заявки с сайта и т.п.)? Как происходит выбор поставщиков и субподрядчиков? А также кто готовит договора для заключения с контрагентами и поставщиками?
- Как Вы отбираете контрагентов и поставщиком или работаете со всеми без выборки?
- Занимается ли у Вас кто то целевым поиском поставщиков? А как обычно поддерживаете связь с заинтересованными сторонами?
- Кроме того, кто принимает итоговые решения о заключении договора и о том с кем работать, а с кем нет?
Соберите информацию о проверяющем
Как минимум, узнайте Ф.И.О. и должность проверяющего. Портал klerk.ru также рекомендует поинтересоваться датой рождения проверяющего и рассмотреть информацию о налоговой. А именно, поинтересуйтесь тем, какие именно претензии предъявляет налоговая при проверках, сделать это можно обратившись к истории судебной практики, разумеется после того, как Вы узнаете свою налоговую по месту регистрации.Самый простой анализ, который стоит провести - отрицательный или положительный показатель выигранных дел. В первом случае у Вас есть шанс выиграть дело в суде, а вот во втором готовьтесь очень тщательно к проверке, чтобы не довести до суда.
Человеческое отношение и компетентность
Да, уже многие говорили о том, что в общении с налоговиками человеческое отношение - себе дороже. Но Вы же понимаете, что здесь речь идет о вежливом и деловом общении. Здесь скорее суть в том, как не надо делать: не надо ругаться, хамить, истерить и т.д.Ведите себя спокойно и дайте налоговикам понять, что Вы и Ваши сотрудники в вопросе компетентны. Если Вы учредитель, то можете найти в своей компании человека со стальными нервами и обладающего хорошим знанием вопроса, и попросить его встретить, а может даже пройти налоговую проверку, это может быть: юрист, директор точки и т.п.
Да и вообще старайтесь встречать проверяющего с улыбкой (попробуйте сделать ее похожей на искреннюю), подготовьте для него место для работы, предложите чай или кофе. Это все мелочи, но из них и складывается картина о Вас, как учредителе, а в последствии эта картина переносится на организацию.
Да и не забывайте, что проверяющий изначально к Вам относится с подозрением и негативом, а потому любое Ваше резкое действие может привести к извержению вулкана.
Электронная отчетность
У Вас есть возможность предоставить все документы в электронном виде или подъехать в налоговую с этими документами в физическом виде. Не забывайте о такой возможности.А чаще для налогоплательщиков и вовсе гораздо удобнее проходить проверки не по месту осуществления деятельности, а на территории налогового органа.
Ведь в случаях выше у Вас есть время, чтобы подготовить необходимые документы по взаимодействию с контрагентами, подготовить недостающие локальные акты и провести семинар с сотрудниками (выше писали об этом).
Слушайте только проверяющих
Если проверяющие пришли не одни, а с кем то, можете поинтересоваться у налоговиков личностью пришедших и в случае если они не являются официальными проверяющими, Вы можете либо попросить их удалиться, ну либо хотя бы не реагировать на их требования и слушать только уполномоченных лиц.Ждите директора или уполномоченное лицо
По закону, налоговики не имею права вверять копию направления на проверку кому-то кроме руководителя, или его уполномоченного лица. Но при это объясните сотрудникам как действовать при появлении налогового инспектора, с их стороны требуется не так много: вести себя вежливо, попросить проверяющих подождать директора или уполномоченное лицо и сразу же связаться с директором, который уже примет решение кто будет проверять проверку. Но донесите до сотрудников - ОНИ НЕ ДОЛЖНЫ ПЫТАТЬСЯ ВЫГНАТЬ ПРОВЕРЯЮЩИХ, лишь попросить их немного подождать, причем на законных основаниях.Изучите документы налоговиков
Внимательно ознакомьтесь с документами, которые связаны с проверкой. Ведь, например, в решении о проверке Вы сможете найти информацию об ее предмете и о круге интересующих налоговиков вопросов.Связано это для контроля деятельности проверяющих, чтобы они не выходили за рамки своих полномочий и не лезли в те документы и дела, которые не связаны с текущей проверкой.
Не свидетельствуйте против себя
Любой вопрос налоговиков может содержать скрытый смысл, а потому отвечайте вдумчиво и после небольшой паузы. А если не уверены, что сможете дать ответ, который затем не обернут против Вас самих - воспользуйтесь 51 статьей Конституции РФ, которая дает Вам право не свидетельствовать против себя самого и близких родственников, причем за это Вы не можете быть привлечены к любому виду ответственности.Причем часто сотрудников опрашивают по отдельности, дабы найти расхождения в версиях разных сотрудников. А еще иногда проверяющие используют нехитрый прием, говоря сотруднику: "Директор уже все сказал, так что скрывать ничего нет смысла". Будьте готовы к этому и подготовьте сотрудников.
Жалобы на решения после проверок
Вы можете подать один из видов жалоб, если считаете, что Ваши права были нарушены в ходе проверки:Апелляционная жалоба - предметом является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам проведения камеральной или выездной налоговой проверки, если, по мнению проверяемого, обжалуемое решение нарушает его права.
Жалоба - предметом является обжалование уже вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, опять же если по мнению проверяемого действие (или бездействие) сотрудников налоговой инспекции нарушают его права.
Сроки обжалования
Ну и раз уж мы заговорили о жалобах, то не забудьте, что у них есть также свой исковой срок. Для апелляционной жалобы этот срок всего 1 месяц с даты вынесения решения, а срок жалобы побольше - 1 год.Апелляционные жалобы подаются в вышестоящий налоговый орган, но через налоговый орган, чье решение и обжалуется. То есть Вы направляете жалобу в налоговый орган, который по Вашему мнению был несправедлив по отношению к Вам и именно он направит жалобу далее в вышестоящий налоговый орган. (п. 1 ст. 139.1 НК РФ) Предыдущая новость Следующая новость
СПБ (отдел продаж): +7 (812) 493-39-89
СПБ (секретарь): +7 (812) 318-30-44
Москва: +7 (495) 640-50-44
СПБ (секретарь): +7 (812) 318-30-44
Москва: +7 (495) 640-50-44
Адрес: 197110, г. Санкт-Петербург
ул. Корпусная 9, этаж 2
ул. Корпусная 9, этаж 2
Работа офиса: 9-00:18-00
Работа секретариата: 9-00:21-00
Работа секретариата: 9-00:21-00
E-mail: info@bafra.ru